Думаю, что многие задаются вопросом: «Как научиться рисовать?»
Чаще всего подобный вопрос возникает в детстве и юности, когда сравниваешь собственные произведения с работами профессиональных художников. Сравнение не в пользу своих работ. Отсюда у многих даже развивается убеждение, что они рисовать вовсе не могут.
Это не так. Рисовать может любой человек. Как любой человек может научиться писать слова на бумаге – письмо ничто иное, как рисование символов в определённой последовательности.
Читать и писать нас учат в школе, в школе же есть предмет «изо», но с ним всё не так однозначно, как с письменной речью. В грамматике и чистописании есть твёрдые правила, которых все должны придерживаться, как универсального шаблона. Индивидуальность человека проявляется в почерке, но методы написания букв, расставление знаков препинания и другие особенности письма едины для всех – без этого мы бы с трудом понимали написанное не нами.
В школьном же обучении изобразительным искусствам упор делается на воображении, развитии методов передачи образа. Показывают, что можно рисовать карандашами, мелками, красками, делать аппликации, лепку… А затем учителем задаётся вопрос: «Что ты нарисовал?» Если ответ есть, то образ передан удачно. Главное – ухватить характерные черты.
В специализированной художественной школе уже иная задача и появляются различные правила. Свет, цвет, композиция, пропорции, свойства инструментов… В основном обучение идёт от рисунка с натуры. Тоже методика понятна. Цель – научиться создавать узнаваемый образ, опираясь уже не на фантазии, а видимую реальность.
Но, знаете, я не особо много видел молодых людей на пленэре, рисующих пейзаж, портреты или зарисовки. По крайней мере не для заданий. Либо этим занимаются пенсионеры, в качестве хобби, либо уличные художники, как способом заработка. Зато много видел школьников, копирующих рисунки из комиксов, аниме, фильмов.
Знаете почему? Потому, что результат школьного обучения их не устраивал. Они хотели не просто рисовать, что может каждый, а рисовать классно, как им самим и личному окружению нравится, вызывает восхищение.
Копирование – тоже метод обучения. К нему прибегали ещё в эпоху Возрождения. Существовал признанный мастер, у него находились ученики, служащие подмастерьями, которые копировали работы мастера, набивая руку, а учитель их поправлял, объясняя тонкости своих техник. Хочешь делать классно – делай как я.
Конечно, есть более углублённое обучение, чем школьное – академический рисунок, станковая и монументальная живопись, иллюстрация, однако базовый подход почти не меняется. Во главу угла ставится построение или копирование форм.
По аналогии с литературой – обучение фокусируется на персонажах.
Почему, на мой взгляд, уместны сравнения изобразительного искусства и художественной литературы? Художник, как и писатель, рассказывает людям истории. Отличаются рассказчики друг от друга лишь методами изложения.
Прочитывая текст, читатель выстраивает у себя в сознании образы. Художник, с помощью линий, пятен и света, так же помогает зрителю увидеть образы в голове. Слова и линии – лишь способ передачи образной информации, конечной точкой которого всегда будет сознание другого человека.
Именно сознание зрителя и определяет — хороший он рисунок видит или нет.
Стоит запомнить – для того, чтобы научиться классно рисовать, нужно научиться классно воздействовать на зрительское отношение.
По сути, я говорю об исследовании личностной и общественной психологии восприятия.
Даже если художник или писатель не погружается по уши в психологию зрителя, у него есть методы воздействия. Называются они – изобразительные средства.
О них мы дальше и поговорим.